ИСТОРИЯ С ПРОДОЛЖЕНИЕМ — ВИА «Лейся, песня»

ИСТОРИЯ С ПРОДОЛЖЕНИЕМ - ВИА ЛЕЙСЯ, ПЕСНЯ
Слушать аудио версию

Пожалуй, ни один советский и тем более российский коллектив никогда не мог похвастаться таким количеством двойников: практически с самого начала и по сей день существует несколько составов ВИА «Лейся, песня».

Не все об этом знают, но истинных поклонников легендарной группы, конечно, не проведешь. Да и, кроме того, новые исполнители старых хитов приходят и уходят, а история настоящего коллектива продолжается. Об этом сегодня и поговорим.

«Лейся, песня 70х» – именно такое название носит сейчас коллектив, состоящий из музыкантов, которые тогда, в конце 70-ых, собирали полные концертные залы. И это кажется невероятным, учитывая, что несмотря на всенародное признание, они были лишены радио- и телеэфиров. Но обо всем по порядку.

История коллектива началась еще за 6 лет до того, как они впервые вышли на профессиональную эстраду. Об этом рассказал Юрий Константинович Захаров, который как раз стоял у истоков: «В году 69-ом я познакомился с Валерием Селезневым, это первый руководитель ансамбля «Лейся, песня». Поначалу – как все – играли на танцах, на вечерах, потом мы попали в ансамбль «Серебряные гитары», ну а затем мы с Валерой разъединились: он – в «Самоцветы» попал, а я в ансамбль «Витязи». А через некоторое время Валера ко мне пришел и говорит: «Давай какой-нибудь новый коллектив сделаем».

И они сделали – создали ВИА «Лейся, песня». А благодаря знакомству с продюсером Михаилом Плоткиным, начали сотрудничать и с композиторами, среди которых был и еще начинающий Вячеслав Добрынин.

Кстати, был случай, когда разные авторы написали для ансамбля очень похожие песни. Сначала Вячеслав Добрынин принес «Двадцатый век», а позже была написана Давидом Тухмановым «Песенка про сапожника». Вячеслав Григорьевич не сильно переживал на этот счет.

Вячеслав Добрынин: «Можно было их сравнивать и находить общие моменты в музыке. Но я лично не помню, чтобы я придавал этому значение или был сильно огорчен. Если только в шутку мог сказать: «Адик, что ты, тебе так нравится наша песня, что ты решил ее интерпретировать в своей песне?».

Большая часть хитов появилась в репертуаре коллектива с приходом нового художественного руководителя! Им стал Михаил Шуфутинский. Тогда, в 77-ом, он еще не был таким известным исполнителем, только вернулся в Москву и руководил ансамблем «Аккорд». А потом случилась неприятность, но, как говорится, все к лучшему, и Шуфутинский оказался в ВИА «Лейся, песня».

Михаил Шуфутинский: «Квартет получил предложение поехать на гастроли в заграничную поездку по Латинской Америке. Но в последний момент сказали, что оркестр не поедет по экономическим соображениям. Мы остались практически без работы. Ну, Добрынин в то время начал сотрудничать с ансамблем «Лейся песня», которая только-только организовалась. В это время случилось так, что ансамбль оказался без руководителя. И Добрынин меня туда порекомендовал».

Ансамблю очень повезло, у руля теперь был человек, который смог поднять их на вершину популярности. Во-первых, у Михаила Захаровича было отменное чутье на хиты, а во-вторых, он очень серьезно относился к подбору музыкантов. Именно при нем в состав коллектива вошла еще одна известная солистка Марина Школьник, и она до сих пор помнит, каким серьезным был отбор.

Марина Школьник: «Я пела и играла, аккомпанировала себе, это было настоящее прослушивание. Сидел весь коллектив, Михаил Шуфутинский. И мы оба: и я, и Владимир Ефименков – понравились ему, и он пригласил нас. Я мечтала об этом».

Сам руководитель ансамбля причину бешеной популярности среди слушателей видел не в себе.

Михаил Шуфутинский: «Мы не пели комсомольских песен, и нас это очень удачно и ярко выделяло среди остальных коллективов. Они были более-менее ангажированы в сторону власти. А мы снимали музыку фирменную, пытались подражать The Beatles и прочим джаз-роковым группам. Ну как подражать – мы играли в этом жанре. И песни наши, хотя они были и на русском языке, они все равно были достаточно свободного содержания».

Песни свободного содержания, конечно, выгодно отличали «Лейся, песня» от остальных коллективов, но в то же время и крайне мешали.

Марина Школьник: «Вышел приказ министерства культуры «О мерах по упорядочению деятельности ВИА, повышению их идейно-художественного уровня в отношении репертуара». Я помню, в 1983 году у нас было даже 2 варианта программы. То есть если в зале присутствовали люди из вышестоящих организаций, мы в репертуар включали песни, соответствующие идейно-художественному уровню».

Сам Михаил Шуфутинский особой благосклонностью вышестоящего руководства тоже не пользовался.

Михаил Шуфутинский: «Нас никогда не пускали никуда, ни на какие каналы. Да и все-таки я, знаете… я был с бородой! И с бородой тогда на телевидении могли показаться только три человека: Маркс, Энгельс и Ленин. На четвертого там места не было».

И все-таки однажды ВИА «Лейся, песня» попали на центральный канал! Благодаря дружбе с великой Анной Герман.

Михаил Шуфутинский: «Случилось так, что мы записали песню вместе с Анной Герман – мы очень симпатизировали друг другу, ей нравился мой коллектив. И нас даже отсняли. Причем – специально в концерт, посвященный Дню Советской армии. А потом вдруг ее позвали, она пошла к Лапину – это был министр радио и телевидения. И он ей сказал: «Вы знаете, Анечка, вот вы такая милая, такая приятная, ну зачем вам эти мальчишки в этих цветных штанах клоунских? Вы запишите с оркестром Силантьева, с нашим Радио и телевидением, ну что вы будете…» Но в ответ она сказала: «Либо я буду петь так и с тем, с кем я хочу, либо я не буду петь вообще». Это был тот случай, когда она продавила, и Лапин подписал, ничего не оставалось делать».

И все-таки в 79-ом году Михаил Шуфутинский покидает ансамбль, и начинается новый, более рок-н-ролльный период творчества коллектива. Именно тогда в его состав приходят известные сейчас Валерий Кипелов (экс-солист группы «Ария») и лидер «Любэ» Николай Расторгуев.

Марина Школьник: «Коля сейчас ведет себя крайне статично, а на самом деле он очень подвижный, в нашем коллективе он много двигался, со стойкой работал».

Образ Валерия Кипелова тоже отличался.

Марина Школьник: «Валера был очень обаятельным молодым человеком, он пел у нас в репертуаре песню «Мама» и срывал просто бурю аплодисментов. Но у него прекрасный голос, что ни пой – все хорошо».

Огромное количество хитов ВИА «Лейся, песня» живы до сих пор, правда, позже их стали перепевать многие исполнители, и сейчас уже не все помнят, откуда все начиналось. Вот, например, и в наши дни популярна песня «Прощай» в исполнении Льва Лещенко. Почему исполнитель сменился, рассказал ее автор, Вячеслав Добрынин: «Тогда было такое время, когда не было приоритета на исполнение песни. Была записана пластинка, или прозвучала композиция по радио – ее начинали петь другие люди. Просто даже автор сам, я, например, мог не знать, что ее исполняют другие ансамбли. Песню «Прощай» пели действительно очень много, я знаю исполнителей семерых, которые эту песню исполняют. Я никому ничего специально не отдавал, чтобы устроить конкуренцию невольно, просто такое было время».

Несмотря на огромную популярность, в 1984 году ВИА «Лейся, песня» все-таки был закрыт – худсовет не принял их очередную программу. Но песни жили, и любовь поклонников – тоже.

Марина Школьник: «Очень много писем мы получали. Поклонники творчества ансамбля «Лейся, песня» просили нас, чтобы мы собрались. Многие ностальгируют по тем светлым прекрасным временам. И сейчас наш ансамбль представляют артисты, которые имеют непосредственное отношение к коллективу под руководством Михаила Шуфутинского».

В общем, история легендарного коллектива продолжается. «Лейся, песня 70х» готова возродить те самые песни, звучавшие на пластинках в каждом доме, а может, и подарить нам что-то новое.

Кристина Граник

«РАДИО ДАЧА»

эфир от 14.12.2014.